Приветствую Вас Гость
Пятница
17.05.2024
06:05

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ КРЕАТИВ

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [16]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
СЧЕТЧИКИ
НАШИ ДРУЗЬЯ
Бизнес - каталог сайтов фирм и компаний, Донецк - Каталог компаний, фирм и веб-сайтов Украины, Донецк.
Услуги Донецк
Донецк! Сайты Донецка!
юридические услуги в Донецке http://www.delo.net.ua - каталог Бесплатный серфинг
Главная » Статьи » Мои статьи

Получаем земельный участок в пользование без разработки проекта землеустройства
Ни для кого не секрет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления зачастую выдвигают требования об обязательности разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка в частную собственность, как единую и основную предпосылку приобретение гражданином земельного участка, в том числе бесплатно в частную собственность. Такие действия органов государственной власти и местного самоуправления свидетельствуют об отсутствии единой правоприменительной практики в вопросе разработки проекта землеустройства, что приводит к разбалансированию земельного законодательства и отсутствия единой позиции по этому вопросу.

Проанализировав действующее земельное законодательство, Мы решили, учитывая отсутствие единообразия правоприменительной практики в этой сфере, обосновать собственное видение данного вопроса.

Согласно статье 8 Конституции Украины, которая является основным законом государства Украины и имеет наивысшую юридическую силу, в Украине признается и действует принцип верховенства права. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия.
Частью 2 статьи 19 Конституции Украины определено публичный порядок функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, а именно: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины ».
С нормы части 2 статьи 19 Конституции Украины следует, что органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют свои полномочия лишь в четких рамках определенных Конституцией и Законами Украины, и не имеют права выходить за рамки норм права определенных Конституцией или Законами Украины, совершать действия, не предусмотренные Конституцией или Законами Украины.
То есть органы государственной власти и местного самоуправления должны действовать однообразно, в силу того, что нормы права имеют одинаковую силу и обязательность и имеют одинаковые правовые последствия для всех субъектов правовых отношений.
Учитывая это требования органов государственной власти и местного самоуправления, которые не основываются на нормах права, выходят за их пределы, являются противозаконными.
Соответствующие органы не имеют права требовать выполнения таких требований, а соответственно субъекты в сфере земельных правоотношений не обязаны выполнять такие требования, в силу положения части 1 статьи 19 Конституции Украины, согласно которой «никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством».
Следовательно, чтобы требования органов государственной власти и местного самоуправления соответствовали закону, они должны иметь правовое основание предусмотренную Конституцией или законами Украины (норму права), т.е. осуществляться способом прямо предусмотрен Конституцией и Законами Украины, обязательно соответствующий орган должен быть уполномочен на решение данного вопроса.
При таких обстоятельствах, чтобы дать ответ на вопрос есть ли требования по разработке проектов отвода земельных участков обоснованными, считаем необходимым, рассмотреть случаи обязательной разработки проектов землеотвода, которые предусмотрены действующим законодательством Украины.
Так, разработка проекта отвода земельных участков регулируется следующими законодательными актами, в частности: Конституцией Украины, Земельным Кодексом Украины, Законами Украины «О землеустройстве», «О государственной экспертизе землеустроительной документации», постановлениями Кабинета Министров Украины № 266 от 4 марта 2004 года «Об утверждении Типового соглашения о разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка», № 677 от 26 мая 2004 года «Об утверждении Порядка разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков».
Частью 1 статьи 50 Закона Украины «О землеустройстве», предусмотрено, что проекты землеустройства по отводу земельных участков разрабатываются в случае предоставления, передачи, изъятия (выкупа), отчуждение земельных участков. Согласно части 2 статьи 50 Закона Украины «О землеустройстве» следует, что порядок составления проектов землеустройства относительно отведения земельных участков устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Сопоставив положения упомянутых частей статьи 50 Закона Украины «О землеустройстве» можно сделать вывод, что только факт предоставления, передачи, изъятия (выкупа), отчуждение земельных участков не является однозначной (обязательным) основанием для разработки проекта землеотвода, поскольку порядок разработки проектов землеотвода определяется Кабинетом Министров Украины. Соответственно подзаконными актами Кабинета Министров Украины, которыми являются постановления, и соответственно Законом этот порядок не определяется, поэтому часть 1 статьи 50 Закона не может быть обязательным основанием для вывода, что в случае предоставления, передачи, изъятия, выкупа, отчуждение земельных участков обязательно разрабатывается проект землеотвода.
Как уже упоминалось в вышеприведенном, порядок разработки проектов землеустройства относительно отведения земельных участков утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая 2004 года № 677 «Об утверждении Порядка разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков».
Порядком разработки проектов землеустройства относительно отведения земельных участков предусмотрено, что проекты землеотвода не разрабатываются в случаях, когда земельный участок, границы которого определены в натуре, предоставляется в пользование или безвозмездно передается в собственность без изменения его целевого назначения, земельный участок приобретается в собственность путем покупки-продажи, дарения, мены, на основании других гражданско-правовых сделок, наследования, без изменения его границ и целевого назначения, земельный участок приобретен на конкурентных началах (по результатам земельных торгов).
Согласно пункту 2 Порядка разработки проектов землеустройства относительно отведения земельных участков проект отвода земельного участка может не разрабатываться также в других случаях, предусмотренных законом, т.е. лишь законом должны быть урегулированы случаи, необязательности разработки проекта отвода земельного участка. То есть только Кабинет Министров Украины может своими решениями предусмотреть другие случаи, когда проект отвода обязательно разрабатывается, и лишь Верховная Рада Украины может предусмотреть законом другие случаи, когда разработка проекта землеустройства не обязательна.
Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что проект отвода земельного участка не разрабатывается, если границы участка определены в натуре, если эти пределы не изменяются, если не происходит изменения целевого назначения земельного участка. Во всех других случаях проект землеустройства относительно отведения земельных участков обязательно разрабатывается.
Соответственно, если фактические обстоятельства свидетельствуют, что границы участка определены в натуре, целевое назначение участка остается неизменным, то основания для разработки проекта отвода отсутствуют, и ни один орган государственной власти или местного самоуправления не могут принять решение об обязательствах по разработке проекта землеотвода, а ни один субъект, которому такое решение адресовано и другие организации, осуществляющие полномочия в земельных правоотношениях, не обязаны такое решение выполнять и заключать договор о разработке проекта землеотвода.
Но как показывает правоприменительная практика настоящего, органы государственной власти и местного самоуправления все же не имея правовых оснований, без соответствующих полномочий и способом, который не предусмотрены Конституцией и Законами Украины определяют определенные дополнительные основания, а то и просто без таких оснований, для обязательной разработки проекта землеотвода.
Такие действия органов государственной власти и местного самоуправления свидетельствуют скорее об умышленном нарушение норм действующего земельного законодательства или наверняка о неправильном толковании, или толкование в свою пользу, норм права, которые регулируют порядок разработки проектов землеотвода.
На таких основаниях приходим к следующему выводу, что органы исполнительной власти и местного самоуправления, их должностные лица, не имеют правовых оснований требовать разработки проекта отвода земельного участка, если границы последней определены или не изменяются, целевое назначение которой остается неизменным, а также не имеют полномочий устанавливать (изменять, отменять, дополнять) порядок составления проектов землеустройства относительно отведения земельных участков.

Источник: city24

Категория: Мои статьи | Добавил: SERG (17.08.2010)
Просмотров: 5114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0